Содержание
Игровая индустрия превосходит по масштабам даже индустрию кино, потому что игры мотивируют и удерживают участников — скорее хочется победить и получить награду. Если внедрить геймификацию в образование, у студентов усилится мотивация учиться.
Что такое геймификация образовательного процесса
«Геймификация» сегодня на слуху. Она же игрофикация или gamification (game — игра). Все эти термины означают использование элементов игры и игровых механик и технологий в неигровом контексте — для достижения реальных целей. Например, в работе, в учебе и в повседневной жизни.
Геймификация в обучении означает не только использование готовых игр, но и превращение всего образовательного процесса в игру. К примеру, на образовательной онлайн-платформе за выполнение домашнего задания пользователи получают баллы, а по количеству баллов формируется рейтинг студентов. Желание возглавить рейтинг, чтобы доминировать в социальной группе, дает стимул выполнять больше заданий и набирать баллы.
Игровой подход в обучении уже успел доказать свою эффективность по сравнению с традиционными методами. Игры нравятся людям разных возрастов, поэтому их используют во всех сферах обучения — в школьном и высшем образовании, для обучения персонала в компаниях, для учеников в онлайн-школах. За счет игры скучные задания становятся интересными, а сложные — простыми. Игры вовлекают человека в процесс и облегчают восприятие информации.
Почему геймификация эффективна
Игрофикация в образовании использует естественные склонности людей к соревнованиям и достижениями для повышения производительности. Но как именно это работает с точки зрения нейрофизиологии?
Игры активизируют в нашем мозге выработку различных гормонов:
- Дофамин — гормон достижений. Когда он вырабатывается в обучении? Например, человек видит на прогресс-баре, что до прохождения курса осталось всего лишь 10%. Студент смотрит на свой прогресс и понимает, что проделал большую работу и близка цель — завершение курса.
- Эндорфин — гормон радости или избавления от боли. Это основная причина, почему человек привязывается к играм. К примеру, студент радуется достигнутой цели, когда получил баллы за выполненное задание или прошел очередной уровень.
- Серотонин — гормон социального статуса. Например, он вырабатывается, когда человек занимает лидирующую позицию в общем рейтинге или получает бейдж за то, что обучался 10 дней подряд.
- Окситоцин — гормон социальных связей. К примеру, сотрудник видит, что все коллеги и руководители проходят обучение на платформе, поэтому у него появляется мотивация учиться, чтобы чувствовать себя причастным к этой группе. Можно усилить социальную связь среди обучающихся с помощью онлайн-чата. Он позволяет обмениваться учебной информацией прямо на платформе для обучения.
Большинство инструментов геймификации основаны на внешней мотивации, когда происходит воздействие на человека извне — с помощью стимулов и подкреплений.
Читайте о том, как мотивировать сотрудников к обучению.
У игр есть много плюсов, но они подходят не для всех целей. Например, когда вы имеете дело с такими серьезными или сложными темами, как соблюдение нормативных требований, может быть нецелесообразно геймифицировать контент. Игра может отвлечь внимание от ключевых данных. Проанализируйте каждую тему или модуль — актуальна ли здесь геймификация? Она помогает понять материал или мешает?
7 инструментов геймификации в образовании
Есть разные способы реализовать геймификацию в дистанционном обучении. Ниже перечислены самые популярные примеры.
Сюжетная линия
Создайте интересную сюжетную линию — историю, которая будет увлекать пользователей по мере знакомства с ней. Электронное обучение должно напоминать увлекательное путешествие. Например, можно представить профессиональное обучение как путь к предотвращению глобальной катастрофы или решению проблемы. Добавьте в эту историю персонажей, чтобы человек мог улучшать своего аватара.
Самый интересный интерактивный формат в онлайн-обучении проще всего реализовать в SCORM-курсах.
Игровые уровни
Используйте различные уровни, которые открываются по мере выполнения заданий. Тогда у пользователей появляется интерес “А что же произойдет дальше?”. Уровни помогают им почувствовать прогресс, как они продвигаются по игре. Чтобы усилить этот эффект, указывайте в процентах, какую часть пути прошел человек.
В корпоративном обучении методы прогресса удобно совмещать с грейдовой системой должностей в компании — когда сотрудник получил следующий грейд, он открыл в игре новый уровень.
Совет. После прохождения очередного уровня можно выдавать студентам сертификаты. Они отображаются не только в профиле пользователя, их можно скачать и распечатать.
Система баллов
Начисляйте баллы за выполнение различных заданий. Сначала вознаграждайте студентов за простые задания, а затем повышайте сложность и увеличивайте количество баллов. Например, за прохождение простого урока можно начислять 2 балла, а сложного — 5 баллов. Система баллов очень эффективно работает в связке с рейтингами. Человек видит, как он продвинулся относительно самого себя и относительно других людей. Рейтинг и отставание от лидера стимулирует студента прикладывать дополнительные усилия.
Совет. Баллы можно обменивать на приятные бонусы в магазине подарков.
Значки и бейджи
Значки, медали или бейджи — это награды в виде виртуального предмета или закрепленного изображения в профиле пользователя. Это отличный способ выделить и наградить человека за старания. К примеру, можно отметить значком превосходный ответ. Или человека, который быстрее всех прошел обучение.
Важно, чтобы бейджи были видны и остальным игрокам. При этом особенно ценятся уникальные награды, которые сложно заработать. Они выгодно выделяют человека на фоне остальных студентов. Хорошо, если значки связаны с реальной жизнью и работой человека. То есть имеют вес в реальном мире, а не только в игровой вселенной.
Визуальное оформление
Используйте привлекательные визуальные эффекты и приятный дизайн, чтобы пользователям было легко и комфортно взаимодействовать с контентом и они с нетерпением ждали новых уроков. Сочетайте яркие цвета и графику.
А чтобы студенты видели все свои награды в одном месте, можно использовать дашборды в профиле пользователя — это быстрая сводка по разным показателям на одной странице.
Соревнование
Рейтинги отлично подходят для создания здоровой конкуренции между студентами. Каждый стремится быть лучшим, видеть свое имя на вершине списка, поэтому учится активнее. Можно разбить всех пользователей на несколько групп и сделать отдельные рейтинги для каждой группы. Это усилит мотивацию студентов, поскольку у них появится больше шансов возглавить таблицу.
Обратная связь
Предоставление мгновенной обратной связи, когда человек выполнил задание или тест, — отличный способ удержать его внимание и вовлеченность. Сразу после выполнения задачи сообщите ему — он выиграл или потерпел поражение? Такая обратная связь дает ему возможность отслеживать свой прогресс по мере прохождения различных этапов игры.
Платформа для геймификации обучения
Проще всего реализовать описанные инструменты геймификации на платформе для онлайн обучения.
На платформе Unicraft есть специальные модули для геймификации:
- Система баллов и магазин подарков — раздел, который дает возможность обменивать набранные баллы на ценные призы
- Рейтинг студентов, который отображает успеваемость каждого и количество набранных баллов
- Знаки отличия в виде бейджей, которые стимулируют человека достигать лучших результатов в обучении
- Онлайн-чат, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями и файлами
- Персональные сертификаты, которые выдаются студентам после окончания обучения
Внедряйте геймификацию постепенно. К примеру, выберите один небольшой курс или программу, и поэкспериментируйте с различными подходами. Начните с простых игровых элементов, например, выдавайте значки за превосходные ответы. После чего добавляйте новые инструменты геймификации, экспериментируйте.
Все описанные функции легко настроить и добавить к вашим курсам. Подключайтесь:
Интересно. Геймификацию можно использовать не только для обучения. Она подходит для любой цели или деятельности, в которой человеку не хватает мотивации. Например, на рабочем месте можно составить рейтинг менеджеров по результатам продаж.
Популярные ошибки при геймификации обучения
Вы придумали интересный сюжет, несколько уровней и задания с вознаграждениями, но вовлеченность студентов осталась по-прежнему низкой? Убедитесь, что вы не допустили этих ошибок:
- Слишком много наград. Если вы даете человеку значки и баллы без повода, он не заслужил их своими усилиями, такие знаки отличия быстро обесценятся. Отмечайте студентов только по заслугам.
- Заигрались. Добавляя все больше инструментов геймификации, есть вероятность забыть о главной цели обучения — получить знания и навыки. Урок не должен превратиться в бесполезную забаву.
- Игра стала самоцелью. Игра ради игры неэффективна. Не стоит делать главный акцент на геймификации. Например, человек должен воспринимать победу в соревновании как дополнительный бонус, а не как цель обучения. Игры — это внешняя мотивация, и она не долгосрочна. Подключайте внутреннюю мотивацию человека — побуждайте его формулировать, зачем он обучается, какие результаты хочет получить.
- Неоднозначные правила. Если студенты выполняют одинаковые действия и показывают идентичные результаты, но получают за это разные награды, они перестанут играть в эту игру. Продумайте единые правила игры.
Вывод. Геймификация — отличный способ вовлечения студентов в обучение. Она актуальна как для взрослых, так и для детей. Руководители компаний могут добавлять геймификацию в различные виды деятельности, которые требуют поощрений для достижения лучших результатов.